ЭВОЛЮЦИОННО ПРОГРЕССИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЫТИЯ

А.Э. Выговский


НООХОРА

Рабство мысли привело в широких кругах русской интеллигенции к идейной бедности и идейной отсталости. Идеи, которые многим ещё продолжают казаться «передовыми», в сущности, очень отсталые идеи…

Николай Бердяев. О святости и честности

Создание настоящего текста инициировано организаторами конференции по ноосферной тематике, должной состояться в научном городке Борок Ярославской области в апреле 2000 года. Написанию доклада предшествовала трехмесячная переписка в интернете, в результате которой удалось ознакомиться с позицией организаторов, отзывами и тезисами докладов участников предстоящего симпозиума. Ключевым словом для конференции является неологизм «ноохора», понятая нами как территориально обособленная субъединица ноосферы. Такая социобиогеосистема, по определению, должна выгодно отличаться от других регионов разумными изменениями в системе управления, духовным наполнением, пандемией эволюционного мировоззрения, нетрадиционными методами ведения хозяйства, особым нравственным климатом и экологически корректными способами организации бытия населения. Организаторы конференции упоминают о программе «Побережье», в которой, по видимости, начертаны пути решения обозначенных проблем в районе Рыбинского водохранилища. Хотя, признаться, реализация этой задачи в масштабах крупного региона представляется нам непосильной из-за кадровых, геополитических, финансовых, законодательных и демографических затруднений. Тем не менее, главная цель предстоящего собрания специалистов - выработать общий тезаурус и наполнить идею конструктивным живым содержанием, вначале казалась нам выполнимой. Однако, анализ материалов полемики на 28.01.2000г. свидетельствует о несоответствии тезисов почти всех докладов насущным требованиям современности, равно как и тематике самой конференции. В особенности, это касается методов и процедур реорганизации систем управления, правовой защиты ноосферных починов, механизмов самофинансировани, трансформации укоренившихся экологически некорректных способов организации бытия и ведения хозяйства. Отсутствуют также геополитические выкладки и теоретические прогнозы, моделирующие варианты реальных путей коэволюции конкретных природных комплексов и этносов. Складывается ощущение, что устаревший, неинтересный, неприменимый на практике материал и обветшалые позиции подаются под новыми заголовками. Будем надеяться, что специалисты в этой области знания ещё не обозначились и пока находятся за пределами сферы восприятия организаторов конференции.

 

КОМНАТА СЧАСТЬЯ

Ох, блядин сын, собака косая, дурак, страдник! Коли не знаешь в книгах силы, то вопроси бабы поселянки: заблудил-де от гордости, государыня-матушка, на водах пустыни и не знаю правого пути к богу. … Помози-де, матушка, моему сиротству, исправь мою душу косую, поелику весьде мой орган по корчам души катится косо, с трудом великим не путём еду не знамо куды.

Аввакум. Книга обличений

Попытаемся определить качество подхода к проблематике конференции у подавляющего большинства участников постредством художественной аллегории: центральным символом кинофильма Андрея Тарковского «Сталкер» является «Комната счастья», в которой исполняются желания. По ходу действия выясняется, что в «Комнате» исполняются не декларации о намерениях, а глубинные чаянья, в которых просящие стыдятся признаться самим себе. Опасаясь обнажения собственной сути, никто из героев так и не решается войти в «Комнату». Распространяя действие аллегории на нашу ситуацию, можно предположить, что, прокламируя похвальное радение за оздоровление больной цивилизации, большинство участников конференции в глубине души вынашивают куда более прозаичные надежды. Например, на то, что, если приставить к устаревшей невостребованной теме модный префикс «ноо» или парадоксальную безобразную фразу «устойчивое и сбалансированное развитие», то можно как-то остаться в струе и приобщиться к очередному источнику финансирования, не отстаивая рискованных позиций, не неся материальной ответственности, не меняя ортодоксальных представлений и привычного уклада жизни.

Новое время, однако, диктует новые требования. Ветхой академической традиции пришёл конец. Поэтому уход от конкретных ответов на кричащие вопросы, замаскированный неопределённостью «фундаментальных исследований», является признанием собственной несостоятельности. Вот эти вопросы: Почему уничтожается природа планеты, а «сильные мира сего» не торопятся предотвратить этот процесс? Почему в это же время гигантские средства затрачиваются на развитие кретинической порнокультуры? Каковы признаки эволюционно продвинутого существа, которое придёт нам на смену? Почему я летаю во сне, а не могу наяву? Как самому стать «материалом эволюции»? Как действовать сегодня, чтобы продвинуться в нужном направлении? Если учёные не дают ответа на эти вопросы, то учёные ли это вообще, либо просто очередные отправители бесполезных ритуалов потерявшего смысл культа? Почему материалы ноосферной конференции не содержат в своих тезисах обозначенной проблематики?

Однако прежде мы попытаемся определиться в позициях по отношению к фундаментальным международным программам, пренебречь которыми не представляется возможным.

 

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

Самая важная функция магии в первобытном обществе - её использование для контроля над природой для блага племени. В соответствующее время года магия должна побуждать идти дождь, светить солнце и дуть ветер.

Sir Jams George Frazer. Aftermath a supplement to the golden bough

Принятый мировым сообществом за основу вариант пути развития цивилизации выражается лозунгом «Managing and Measuring Sustainable Development (MMSD)». Это дословно непереводимое на русский язык словосочетание истолковано нами как «Направляемая, регулируемая и умело поддерживаемая эволюция» либо «Управляемое, стандартизированное и поддерживаемое в орпеделённом состоянии развитие». В отличие от привычного, безликого «устойчивого и сбалансированного развития», льющего успокоительный семантический бальзам на душу обывателя, в предложенных нами вариантах перевода определены намерения хозяев этой эклектической мегапрограммы.

Именно они являются реальными обладателями «черного ящика» MMSD, в котором уже сейчас аккумулировано бесчисленное множество идей, направлений и конкретных программ. За ними остается право определять «to be or not to be», то есть какие из предложенных вариантов следует финансировать. Их выбор не является тайной и сводится к «умелому поддержанию» развития биосферы в русле удовлетворения личных, клановых, политических и корпоративных нужд. В части, касающейся избежания глобальной экологической катастрофы, их намерения изредка совпадают с чаяньями остального населения планеты. Методы регулирования совершенствуются в направлении тотального контроля над каждым квадратным метром суши и каждым человеком в отдельности. Таким образом, проявляются очертания базового принципа действия парадигмы MMSD: финансовая поддержка программ, в совокупности ведущих к созданию регулируемой биогеосферы и зависимой цивилизации, управляемой группой олигархов.

 

КТО ЕСТЬ WHO?

Румата пнул ногой дверь, вошел и, вместо приветствия, спросил: Что, святой отец, одних грамотеев учим, других вешаем? … Отец Кин стиснул руки и подался вперед: Разрешите пояснить, благородный дон! Суть совсем в ином! Суть в основных установлениях нового государства. Установления просты, и их всего три: слепая вера в непогрешимость законов, беспрекословное оным повиновение, а также неусыпное наблюдение каждого за всеми.

Аркадий и Борис Стругацкие. Трудно быть богом

Характерной чертой представителей привилегированных каст, намеревающихся детерминировать развитие мира, является их крайне низкий этический статус (хотя бы по признаку колоссального перерасхода энергии на отправление своих гипертрофированных искусственных потребностей). Объектами особого внимания этих сил, в первую очередь, являются богатые природными ресурсами регионы. К населяющим эти регионы этносам, в особенности, несущим в генетической основе своих культур эталонные нравственные понятия честности, бескорыстия, великодушия, верности, неподкупности, высоты устремлений, самопожертвования (например, североамериканские индейцы, сербы, русские) применялись и применяются жесточайшие репрессивные меры. Ведь в свете иных критериев фальшивые ценности становятся очевидными, а качество намерений и поступков может быть взвешено и оценено по достоинству. Серьезную помеху представляют собой немногочисленные, рассеянные по всей планете индивиды с некоторыми отклонениями от конформистских форм: не подверженные массовому гипнозу, наделенные даром нравственного различения, стойкостью, творческим разумом и способные к воплощению позитивных замыслов. В терминологии Льва Гумилева такие личности названы странным словом «пассионарии», а во всеобъемлющей системе понятий Даниила Андреева именуются «родомыслами». Конечно же, они являются препоной в деле направляемого силами зла искусственного отбора, лежащего в основе данного варианта управления эволюцией. Не секрет, что эти представители рода Homo, обладающие обостренным чувством различения истинного и ложного, подвергались гонениям на всем протяжении истории. Но именно эти люди представляются нам детонатором эволюционного потенциала земной биоты. В эволюционной интерпретации парадигма MMSD является идеологией создания зависимой от прихотей группы олигархов, управляемой планетарной цивилизации, гомеостаз (устойчивость и сбалансированность) которой достигается ценой резекции эволюционного потенциала человечества.

 

ПУТЬ РАЗУМА

Отрекаюсь от сообщества с мерзкими, вредоносными, неартовскими, злокозненными дэвами; самыми лживыми, самыми зловонными, самыми вредными для всех существ. Отрекаюсь от дэвов и их сообщников, от колдунов и их сообщников; от тех, кто насильничает над живыми существами. Отрекаюсь в словах, мыслях и знамениях!

Авеста. Книга Вендидад. Ясна 12

Куда более привлекательная и основательно разработанная идея ноосферного развития, справедливо могущая претендовать на роль ведущей эволюционной доктрины, увы, не получила должного финансового подкрепления и вынуждена прозябать под крышей MMSD в качестве бедной падчерицы. Роль аутсайдера ей уготована хотя бы потому, что в самой этимологической основе слова «ноосфера» подразумевается принцип управления под началом законов рационализма, а не бизнеса. Разумная основа управления биосферными процессами заведомо тяготеет к минимализму, что предполагает пересмотр базовых принципов расходования невосполнимых ресурсов, распределения энергии и коренную реформу систем потребления и налогообложения. А это прямое посягательство на святая святых, богохульство пред ликами земных богов, имя которым Олигархия, Бизнес, Война, Налог, Прибыль и Собственность. Ведь базовую диспропорцию, определяющую неустойчивость земной цивилизации, в первую очередь, порождают несправедливые и нерациональные принципы распределения ценностей, правовое и экономическое неравенство, преступность и лживость властей. Последние уже давно движутся путем устроения для себя комфортабельных подземных убежищ, способных десятки лет поддерживать «устойчивое и сбалансированное» существование своих обитателей. Религиозные, коммунистические и демократические плацебо помогают только невежественным и наивно верующим людям, которых становится все меньше. Существует огромная потребность в этических эквивалентах, подразумевающих видимое, осязаемое и справедливое воздаяние праведным, честнейшим и ответственным людям и наказание зла. Стремление к справедливости есть основная движущая сила и главное условие этически качественного планетарного баланса. Но совершенно очевидно, что скотократия, даже перед лицом гибели биосферы, не передаст бразды правления в руки представителей общности, отстаивающей приоритеты разума и нравственные ценности. Замечательным примером тому служит прецедент с «декабристами». Если подобная общность сформируется в наше время (например, «Роза мира», в ее истинном значении), то она будет целенаправленно опорочена, информационно блокирована и, скорее всего, физически уничтожена. Таким образом, путь разума, облагороженный нравственными основами, выводит действующих носителей этих качеств на грань выживания. Плохо ли это?

 

НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: … Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. … Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное.

Нагорная проповедь. Матфей, 5, 2-9

Не находя ответов на самые главные вопросы в академическом пространстве, мы вынуждены обратиться к источникам в области литературы и кинематографии, наиболее жизненно моделирующим черты современного эволюционно продвинутого человека. Киноленты советской эпохи «Барьер», «Третья планета», «Духов день»; повести «Олеся» А.Куприна, «Предтеча» В.Маканина и, в наивысшей степени, «Дьявол среди людей»братьев Стругацких, а также многие другие, описывают одну и ту же закономерность. Человек, действующий по совести и отстаивающий праведные позиции перед лицом звероподобного и продажного социума, попадает в экстремальные условия и, если продолжает держаться бескомпромиссно, чаще всего погибает, но изредка обретает право на метаморфоз – качественную трансформацию свойств организма, описываемую в терминах парапсихологии и эниологии. Помимо прямых наблюдений, нами получено биохимическое подтверждение этого феномена, распространяющегося не только на человека, но претендующего на роль одного из основополагающих принципов образования новых форм жизни.

Общеизвестно, что в экстремальных условиях у всех земных организмов происходит энергетическое вырождение трифосфатов (АТФ) до уровня ди- и монофосфатов (АДФ-АМФ) и собственно аденина. Множество энергетически вырожденных остатков: аденина, гуанина, цитозина и тимина/урацила в ядрах репрессируемых клеток являет собой мутагенный банк организма. Интенсивное накопление мутагенного потенциала может идти только на грани смерти, в условиях длительной конкуренции, в первую очередь у организмов, проигрывающих битву за выживание. Жесткая радиация или присутствие токсичных агентов усиливает эффект. Детальный механизм целенаправленного аккордного изаенения генотипа на почве массового предсмертного желания – телеологического метаморфоза – нам непонятен. Однако единственным объяснением появления коэволюционных пионерских сообществ является единовременное скачкообразное изменение структуры генома у множества представителей различных погибающих таксонов, целенаправленно компенсирующее губительное воздействие среды. Налицо действие принципа «запрос – ответ». При резких глобальных изменениях экологической обстановки – катастрофах – эта история повторялась многократно, в результате чего мы имеем великое разнообразие живых существ. Вот только ответ приходит далеко не всем, а лишь просящим хором, перед лицом, казалось бы, неминуемой гибели. Невзирая на краткость изложения, вывод очевиден: эволюционным материалом, образующим новые формы жизни, является часть наименее приспособленных к конкуренции особей. В человеческом обществе, если исключить больных и увечных, это люди, обладающие высоким морально-этическим статусом, то есть «гонимые за правду». Наиболее приспособленные существа высткпают в роли преуспевающих конкурентов и гонителей – стимулов эволюции. Потом они регрессируют и вымирают. Иешуа из Назарета эти закономерности были известны 2000 лет назад.

В таком контексте социальная несправедливость, экологическая катастрофа и весь «системный кризис цивилизации» выглядят элементами «доменной печи», в которой вполне закономерно выплавляется очередной эволюционный материал.

 

ЧИСЛО ЗВЕРЯ

Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский меня спросил: Не могли бы Вы подсчитать, какое количество людей должно жить на Земле, чтобы человечество, при современных потребностях и технологии, могло вписаться в естественные циклы биосферы?

Н.Н. Моисеев. Судьба цивилизации. Путь разума

 

Логика «владык мира» примитивна и понятна: коль скоро стабилизация численности населения по экологическим причинам неизбежна, - следует определить «число», составить списки избранных, истребить оппозицию и квалифицированно помочь самоустраниться аутсайдерам. А затем регулировать численность населения в пределах, достаточных для удовлетворения привычных потребностей правящей касты и обеспечения прожиточного минимума осчастливленного своей избранностью технического персонала. Не подлежит сомнению, что основной жертвенный фонд цивилизации сконцентрирован в мегаполисах, население которых чрезвычайно зависимо и уязвимо по информационным, энергетическим, экологическим, трофическим, эпидемическим и военным параметрам. Воспрепятствовать реализации этих намерений при современной расстановке сил не представляется возможным.

Одним из нетрадиционных путей ликвидации лишнего населения видится стимулирование потери интереса к жизни посредством массового погружения людей в сетевые игры. Процесс уже пошел, прецеденты известны. Заключительным этапом суперигры скорее всего станет утешительная гарантия условного бессмертия путем создания виртуальных копий личностей, уходящих в сетевые миры, которые уже сейчас обладают признаками математической бесконечности. Это направление при развитии самопрограммирования, высокочастотной модемной радиосвязи и энергетической автономии сетей можно рассматривать как самостоятельную ветвь неорганической эволюции, пути которой непредсказуемы.

Основная масса населения Земли, идущая «безопасным» путем комфортного, соглашательского и законопослушного поведения, не вошедшая в «число», неизбежно обречена на пополнение собой жертвенного фонда цивилизации. Следует честно согласиться, что это адекватная плата за образ жизни, состоящий из бесконечной цепи компромиссов и мелких предательств.

Небольшое количество людей, не вошедших в «золотое число», численностью которых можно пренебречь, имеет шанс продолжить биологическое существование в режиме ведения натурального хозяйства без особых изменений видовых признаков.

 

ПУТЬ ВОИНА

- Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? – спросил, очень оживившись, развязанный.
- Ну, хотя бы жизнью твоею, - ответил прокуратор, - ею клясться самое время, так как она висит на волоске.
- Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? – спросил арестант. – Если это так, ты очень ошибаешься.
Пилат вздрогнул и ответил сквозь зубы:
- Я могу перерезать этот волосок.
- И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь, возразил арестант, - согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил!

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита

Бытие современного цивилизованного человека ориентировано на достижение социального успеха, ассоциируемого с восхождением к вершинам иерархических пирамид. Продвижение по лестнице карьеры неразрывно сопряжено с цепью этических компромиссов, что влечет за собой потерю нравственной ориентации, ведущей, в свою очередь, к неразличению категорий добра и зла, истинного и ложного. В результате, высшие человеческие качества, объединенные понятием «совесть», приносятся в жертву искусственно навязанным потребностям и ложным выгодам. Такое состояние разумного существа называется «духовная слепота» и является необходимым условием его управляемости. В противном случае, вместо движения в уготованном русле «социального успеха», человек может начать действовать «по совести» и выйти из сферы влияния существующих систем управления.

Из приведенных выше сведений вытекает закономерность: социально-иерархический и морально-этический статус представителей земной цивилизации находятся в обратно пропорциональной зависимости. Другими словами, чем выше должность, тем больше вероятность того, что человек, ее занимающий, отъявленный негодяй. Другая закономерность свидетельствует, что шансы стать эволюционно прогрессивным существом имеют лишь личности, подчиняющиеся требованиям совести и, невзирая на рискованность таких действий, отстаивающие высшие духовные и нравственные позиции.

Людям, искренне стремящимся войти в поток новой эволюционной ветви, на начальном этапе мы предлагаем стезю беспощадного отношения к себе, а также защиты справедливости во всякой среде и на любом уровне организации бытия. Наиболее мягкими последствиями такого пути является отторжение близких, потеря работы, жилья и средств к существованию. Но стихийные экстремальные условия вам будут обеспечены. Есть одно важнейшее предупреждение: обнаруженный момент истины следует защищать не ради утверждения собственной исключительности либо получения метаморфоза, а ради самой истины. Если удастся уцелеть при прохождении первого этапа, наградой станет обретение видения правильного пути и план реальных действий.

 

УТОПИЯ

Под антиприродой я понимаю превращение больших районов, а потом и всей поверхности суши в урбанизированный комплекс, с включением в него изувеченных остатков природы ради извлечения из них гигиенической пользы и физиологического удовольствия.
Под природой-садом я разумею превращение больших районов, а потом и всей поверхности суши в чередование парков горных, парков луго-лесных, обрабатываемых при помощи высшей техники полей, заповедников девственной природы, резерваций для животных, городов-садов и сел-садов – с тем, чтобы не только жизнь человечества, но и жизнь животного царства, растительного царства и стихий поднять до возможной гармонии, а мировой ландшафт возвести на высокую художественную ступень.

Даниил Андреев. Роза мира

По нашим наблюдениям, эволюционные очаги возникают в недрах сверхплотного социума, то есть в среде образованных горожан, в недостаточно обеспеченных странах. Сельским жителям для обретения такой возможности желательно пройти через горнило большого города. Подходящие условия создаются также в местах лишения свободы и зонах межэтнической напряженности. После прохождения этапа удержания истинных позиций в агрессивной социальной среде у «париев», почти без исключения, возникает острейшая необходимость создания никому не подчиненного герметичного загородного поселения, в котором возможно создание (пусть в локальном пространстве) атмосферы честных отношений, духовного поиска и справедливых законов. Первый порыв души диктует необходимость создания такой общности в удаленном от цивилизации месте, на лоне нетронутой природы. Однако при попытке реализации этого благого замысла в России возникают почти непреодолимые препятствия правового, хозяйственного, экономического и этического характера. К сожалению, нетронутая природа является предметом алчного вожделения как коренных жителей, так и «сильных мира сего». Они не склонны упускать из своих рук никакую территорию, пока не исчерпан ее промысловый ресурс. Брошенные после исчерпания ресурса земли власти уступают тоже с трудом, но с меньшими возражениями. В процессе накопления опыта по созданию такого рода оппозиционных поседений на брошенных землях возникла концепция вторичного освоения постантропогенных ландшафтов путем создания рукотворных природных комплексов – природовозрождающих социальных систем (ПВСС). После углубленного изучения проблемы проявились черты нового варианта динамичного равновесия между разрушающей и возрождающей природные ландшафты частями общества. Например, на сегодняшний день в России территория деградированных земель превышает 700 млн. га. Скорость антропогенной регрессии природных ландшафтов и сельскохозяйственных угодий близка к 4,5 га в минуту. В масштабе планеты эта цифра на порядок выше. Для того, чтобы компенсировать процесс уничтожения природы, следует создавать ПВСС на брошенных землях до тех пор, пока они не сбалансируют темпы разрушительной техногенной экспансии. А затем процесс отрегулируется в режиме динамического равновесия. Стремительное развитие природовозрождающей деятельности возможно при наличии большого количества обозначенных выше «изгнанников» и модели ПВСС, способной к социальной репродукции в геометрической прогрессии.

На сегодняшний день мы имеем представление о методологическом, правовом и образовательном аспектах (трех из двенадцати) информационной модели, а также действующую ПВСС в стадии совершенствования. Мы сочли целесообразным жилой, учебный и лабораторный комплекс такой системы именовать ноосферным поселением, а сконструированный биоценоз второго порядка – нооценозом.

 

ПОЛЕ ЧУДЕС

Предчувствуя недоброе, дон Хуан спросил, в чем будет заключаться служба? Старик ответил, что это будет практически рабство, но напомнил, что жизнь дона Хуана почти закончилась несколько дней назад, когда в него стреляли… Так что торговаться все равно не имеет смысла, ибо торговать нечем и не на что.

Карлос Кастанеда. Огонь изнутри

Пятнадцатилетняя практика создания загородных общин привела к образованию де-факто новой организационно-правовой формы – природовозрождающей организации – претендующей на роль зародыша движения, призванного компенсировать разрушительное воздействие техногенной цивилизации на природу. Обозначенная социальная ниша потенциально способна дать смысл существования, занять и сделать относительно автономной значительную часть населения. Последняя (пятая по счету_ ПВСС «Старая ферма», созданная в Тарусском районе Калужской области, является источником ценного полевого материала, а также претендует на роль действующей модели эволюционно прогрессивного способа организации бытия.

Перечислим признаки нового социального образования:

  1. Территориально ПВСС представляет собой участок деградированной земли, на котором проводятся работы по созданию рукотворного природного комплекса – нооценоза.
  2. По административным критериям ПВСС расценивается как экологический полигон, выделенный в бессрочное пользование, на котором проводит работы экспедиционный отряд экологов-реставраторов. Рассматриваются альтернативные варианты.
  3. Жилищный и производственный сектор ПВСС целесообразно именовать ноосферным или экологическим поселением. Земля под застройку служебными, жилыми, лабораторными, производственными и подсобными помещениями на первом этапе оформляется на природовозрождающую организацию.
  4. Для оснащения ПВСС изначально необходимы: транспорт, временное экспедиционное жилье, средства связи, автономный источник электроэнергии, источник водоснабжения, блок обеспечения сотрудников натуральными продуктами питания. В ходе развертывания работ используются все доступные способы энергосбережения, применения местных материалов, переработки отходов, внедрения экологически корректных технологий.
  5. В организационно-правовом аспекте ПВСС представляет собой некоммерческое партнерство руководителей действующих программ агро- и социально-экологической ориентации, например: «Норд-Сид», «Флора-уникум», «Фитосервис», «Экотур», «Правозащита», «Образование». Хозяйственные и производственные активы программ размещаются на территории ПВСС.
  6. Уставные документы организации специально адаптируются к особенностям статистической кодификации и нормам налогового законодательства региона.
  7. Основной источник финансирования – деньги, поступающие от осуществления собственных программ; дополнительный – деньги, поступающие от добровольных пожертвований и специализированных фондов.
  8. При запуске обязательной по уставу Образовательной программы (ОП) ПВСС становится способной к социальной репродукции и превращается в открытую проточную систему. Основной функцией ОП является разработка каждым стажером собственной мини-программы природовозрождающей ориентации. Наличие действующей программы обеспечивает финансовую независимость автора и дает ему право на участие в процессе коллегиального управления системой.
  9. Характерной особенностью ПВСС является механизм внутрисистемного правотворчества, интегрированный с функцией управления и координации действий различных программ.
  10. В ПВСС предусмотрен единый механизм решения проблем психологической несовместимости, принципиальных разногласий, перенаселения и системной репродукцией путем формирования экспедиционных отрядов, разрабатывающих планы освоения новых деградированных территорий. При благоприятном правовом режиме процесс может развиваться в геометрической прогрессии.
  11. Расчетная численность укомплектованной ПВСС – 5-12 полноправных сотрудников. Оптимальная численность учебной группы – 16 человек. В эти числа не включены наемные рабочие, консультанты, добровольцы и гости.
  12. ПВСС по завершении восстановительных работ, в соответствии с заранее разработанной процедурой, преобразуется в специализированные, экологически сбалансированные хозяйства аграрной, научной, учебной либо рекреационной ориентации.

 

ДАО И ДЭ

И тогда Шунь, идущий правильным путем, распахал каменистую гору Ли. На следующий год земледельцы стали бороться за тощие земли, уступая друг другу жирные; удил рыбу у самого берега, и вскоре рыбаки стали бороться за мелководье.

Лю Ань. Об изначальном Дао

Реликтовые организационно-правовые формы и способы загородной жизни в России – колхозы, совхозы и фермерские хозяйства – ориентированы на валовое производство сельскохозяйственной продукции. Не секрет, что они существуют на грани разорения и не имеют видимых перспектив развития. Будучи по уставу обязанными кормить социум, они являются объектом всестороннего контроля и предметом жадного внимания фискальных органов. Попытки создания экологических поселений, хозяйственная деятельность которых ориентирована на производство сельхозпродукции, ставят их создателей в крайне невыгодное положение и заведомо обрекают на материальный крах. Ситуацию усугубляют бытовые лишения и отсутствие специальных знаний. По этим причинам, имея значительное число «координаторов» и «конференций» по экологическим и ноосферным поселениям, мы почти не имеем самих поселений.

Создание садоводческих товариществ очень близко по роду занятий к избранному нами направлению деятельности и претендует на роль переходной формы к экологически сбалансированному образу жизни. К сожалению, ландшафтно-архитектурный облик дачных поселений безнадежно обезображен советским законом о шести сотках, а система правоотношений не имеет перспектив развития. Но это пока единственная в России процветающая коллективная форма землепользования.

В ходе накопления полевого материала определились черты, отличающие ПВСС от других форм землепользования. Система интегрирует признаки центра экологической культуры, ашрама, научного стационара и образовательного учреждения. Главным бюрократическим отличием является основной вид деятельности: создание на брошенных землях гармоничных, отвечающих высшим этическим и духовным потребностям рукотворных природных сообществ, в которых творческий человек выступает основным средообразующим фактором. Такая позиция позволяет даже в пространстве несовершенного, эклектического и нереализуемого законодательства вырабатывать и отстаивать довольно сильную линию правовой защиты системы.

Составителями «Государственного статистического кодификатора» такого рода деятельность не предусмотрена. Для официального освидетельствования этих работ нам пришлось задействовать шесть «близлежащих» кодов ОКОНХ. Термин «рекультивация» ни в коей мере не описывает всю сложность и многоаспектность процесса. В последнее время мы стали пользоваться термином «ноосферное моделирование», который наиболее точно отвечает характеру проводимых работ.

Преодолев тернии перехода от городского образа жизни к реальному конструированию нооценозов на брошенных землях, мы сотрудничаем с конференцией с одной лишь целью: изыскать людей, способных принять участие в деле. Но отнюдь не в привычных ролях «консультантов», «экспертов» и «специалистов». Для получения права на любую из этих позиций недурно было бы для начала сменить урбанистический, по сути своей неэкологичный, жизненный цикл и попытать счастья на стезе создания «сбалансированного» хозяйства. С первых же шагов по инстанциям у нас с вами естественным образом начнет нарабатываться «общий тезаурус», основные обороты которого весьма популярны в народе.

Мы экономически независимы и готовы к конструктивным контактам, в том числе в сфере подготовки сотрудников.



Примечание:

работа впервые опубликована в сборнике "Ресурсы ноосферного движения". Вып. 1. Материалы Международной конференции. - М.: ГЕОС, 2000. - с. 24-38, ISBN 5-89118-148-7.