ЭВОЛЮЦИОННО ЗНАЧИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПОСЕЛЕНИЯХ

(Введение к фронтальному Классификатору эволюционно значимых признаков)

Признаки появления новой эволюционной ветви

Ускорение эволюционного процесса является важнейшей характеристикой развития биосферы. В классическом виде развитие всякой систематической группы (будь то животные или растения) вписывается в нормальное гауссово распределение, то есть проходит этапы становления, пика и упадка, притом временной развал колокола у каждой новой группы сокращается. Человечество не является исключением из общего ряда и подчиняется тем же эволюционным закономерностям: технократическая цивилизация переживает свой пик развития, несёт в себе очевидный потенциал самоуничтожения и обречена на исчезновение. На смену современному человечеству закономерно и неизбежно придёт следующая волна существ – носителей разума, качественно отличающихся от предшественников по ряду признаков. Допускаю, что наиболее активной ветвью эволюционного куста постчеловечества станет биосферная цивилизация.

Нами идентифицировано два существенных фактора, отличающих эволюцию современных гоминид от иных систематических групп. Первым, количественным, отличием является чрезвычайно высокая скорость эволюционных процессов, протекающих в человеческом обществе. Второй, качественной, отличительной особенностью является способность некоторых людей к осознанию самих себя участниками эволюционного процесса, что создаёт предпосылки для экстраполяции будущего и сознательного влияния на ход собственного развития. Пределом возможностей эволюции является вписывание восходящего полупериода волны развития в пределы жизни одного организма. То есть мы имеем смелость вести речь о законе природы, позволяющем сознательному существу целенаправленно формировать в себе процесс, итогом которого является метаморфоз – качественный экспоненциальный скачок – знаменующий появление новой эволюционной группы.

Базовая проблема людей, осознающих реальность обозначенного выше виденья, сводится к тому, как стать материалом эволюции?

По характеристикам глубины эволюционного самосознания человечество совершенно неоднородно. Основная масса представителей современной цивилизации мало чем отличается от представителей животного мира, руководствуясь генетически унаследованными рефлексами, метаболическими потребностями, требованиями социальной конъюнктуры и успокоительными иллюзиями религиозных догматов. Тема самосовершенствования, как правило, не выходит за рамки подражательных практик и вписывания в престижные духовно-иерархические схемы. Однако в период обозримой истории исчезающе малый процент людей всегда предпринимал попытки выяснения смысла и цели собственного существования и создания условий стремительного развития. В результате, в разных слоях культуры был наработан пласт знаний, на основании которых сформировались сходные представления о предельных человеческих возможностях. Как правило, в фокусе этих представлений лежит сохранение индивидуального разума, кристаллизация этических ориентиров, познание доступной восприятию части Замысла и обретение биосферной либо космической миссии после оставления физического тела. Осознание такой возможности ведёт к поискам практических путей решения задачи. Оказалось, что при продвижении по пути духовного поиска обязательно наступает стадия необходимости отделения от социума и создания альтернативной общности, вначале на уровне городской группы «ищущих», а затем - автономной загородной развивающей среды. Архаичные следы таких попыток мы отслеживаем на примере действующих монастырей и ашрамов, как правило, выродившихся до уровня культовых коммерческих предприятий. Современные попытки создания альтернативных общностей наиболее активно реализуются в экопоселенческом движении. Однако новое начинание, вопреки надеждам на появление эволюционно значимого феномена, принимает болезненные, а зачастую и вовсе патологические формы. Располагая не имеющим аналогов опытом в организации альтернативных общностей, мы попытаемся обозначить ряд проблем, препятствующих развитию эволюционно значимых намерений в альтернативных структурах.

Скрытая проблематика альтернативных поселений

В ходе создания ряда эволюционно ориентированных загородных систем нового поколения выяснилось, что подавляющему большинству известных нам "поселенцев" только кажется, что они могут выехать за город и образовать там духовно наполненное «экологическое поселение», развивающееся "в гармонии с природой". В полевых условиях автоматически воссоздаётся система привычных отношений, то есть созданная альтернативная общность неудержимо обретает общепринятые организационные формы (фермерское хозяйство, дачный кооператив, просто деревня, поселение сектантов, летний лагерь туристов-эзотериков либо гибридные комбинации перечисленных форм). Беспощадные проблемы экономического, психологического и бытового характера, как правило, опускают неофитов до погрязания в мелких распрях, взаимных претензиях и семейной проблематике, что ведёт к утрате виденья изначального смысла, ради которого создавалась община.

В реальности, создание легальной организационно-правовой модели духовно развивающего бытия нового поколения, наполнение её живым содержанием и эволюционно значимыми событиями является непосильной творческой задачей чрезвычайной степени сложности. Необходимым условием формирования развивающего пространства является приоритет осознанных действий, направленных на реализацию высших мировоззренческих представлений и формирование внутренней системы законов, утверждающих развивающие формы организации бытия. И лишь за этим следуют финансовая самостоятельность, самодисциплина, универсальные умения и приверженность истине – вопреки социальным штампам, религиозным предрассудкам, субъективным привязанностям, мелким личным выгодам и прочим эгоистическим проявлениям. Коллективное становление эволюционирующего пространства требует различения главных и второстепенных проблем, их конструктивного обсуждения, выработки и удержания общих позиций в отношении к фундаментальным явлениям – духовному росту, прогнозам будущего, развивающим практикам. Важнейшими условиями коллективного развития является сотворческая работа по синхронизации здравого мировоззрения, преодоления многих рефлексов, беспощадного уровня самосознания и постоянной генерации закрепляемых в быту творческих эволюционных открытий. Прописное закрепление и удержание в сознании открываемых эволюционных законов и норм поведения именуется сакральным законотворчеством. Именно работа в сфере коллегиального законотворчества с последующим закреплением утверждённых законов в быту является принципиальным отличительным признаком развивающихся сообществ от банальных социальных образований.

В сектантских и эзотерически ориентированных поселениях подчёркнутые пункты подменяются исполнением подражательных ритуалов и практик, как правило, давно утративших свой изначальный смысл. В нашем понимании, скрупулёзное исполнение заимствованных ритуалов является оправдательной формой уклонения от решения вопиющих проблем, неизбежно возникающих в ходе развития коллективных отношений. Наиболее болезненной проблематикой является утрата высших ориентиров, отсутствие реальных развивающих действий и фактов, подтверждающих их результативность. Но исключительно губительным признаком коллективного опускания является лукавое утверждение банальных форм поведения в качестве высших духовных приоритетов*. Как выяснилось на практике, поддержание атмосферы творческой работы над эволюционной проблематикой помимо глубокой образованности, переживания за судьбу биосферы, битвы за истину в каждом моменте бытия, сопряжено с естественной утратой интереса к сфере полового общения и родовым отношениям. Понятие «родственность» и «любовь» в развивающихся системах перетекает с уровня физического кровного родства в уровень родства мировоззренческого и духовного. Даже это малое условие, как правило, непреодолимо для неофитов. В результате подмены ценностей, вместо искомой альтернативы происходит воссоздание обычных социальных схем, а эволюционно значимые действия замещаются формальным соблюдением несущественных культовых отправлений, лишь заполняющих внутреннюю пустоту. Таким образом, значительная часть духовных искателей вырабатывает устойчивые технологии самообмана, избегая столкновения с кричащими фактами, аннулирующими ложные верования. При очевидном отсутствии ожидаемых чудес, "модные сектанты" поддерживают друг друга тематическими мистификациями, выдавая желаемое за действительное. А когда дистанция между «идеальным» и «реальным» становится невыносимой – адепты впадают в психозы и, обвинив друг друга в несостоятельности, под благовидными предлогами сбегают обратно в социум и организуют жизнь в соответствии с ординарными бытийными матрицами, несовместимыми с альтернативным поиском новых путей развития. В поселениях остаются лишь те, кому некуда деваться. И они вынужденно продолжают вести деревенский образ жизни, довольствуясь поддержанием легенд о некой собственной исключительности. Это обычная схема развития поселенческих инициатив.

Относительно удачные попытки создания локальных развивающих сред можно перечесть на пальцах одной руки** и, с каждым годом, ради самосохранения такие структуры совершенствуют способы самоизоляции не столько от произвола репрессивных государственных органов, сколько от экспансии "эзотерических шизиков".

* Наиболее распространёнными примерами подмены духовного поиска отправлением банальных биологических надобностей являются процветающие во многих загородных общинах гинекологические мании, возведённые в ранг священнодействия. Это широко рекламируемые культовые совокупления «на родовых гектарах», физиологически неприсущие гоминидам роды в воду, приёмы родов неквалифицированными отцами, показное кормление грудью, демонстративное сование младенцев в снег и поливание холодной водой. При этом в угоду моде, лишь ради демонстрации собственной исключительности, сектантами игнорируются не только правила антисептики, но и наглядные законы природы: ведь даже водные млекопитающие – бобры, выдры, ондатры, тюлени – рожают детёнышей на суше.

**На территории стран СНГ нам известны лишь две реально развивающиеся на поприще эволюционного поиска группы, притом они совершенно не сходны по внутреннему устройству и методам творческой работы. Объявление географического местоположения и фамилий лидеров этих групп не представляется возможным, поскольку они сами разумно регулируют свои внешние проявления.

Причины социальных патологий

Основными причинами столь скверного положения дел в экопоселенческой сфере является литературное и сетевое засилье фантастических спекулятивных эталонов «правильного» образа загородной жизни*, наивная доверчивость неофитов, отсутствие глубокой специальной литературы, наработанной на практике организационной методологии и объективных критериев самооценки "ищущих". В результате формируется иллюзорное представление о ПУТИ, неадекватные способы оценки ситуации и смутные критерии самоопределения: они мнят о себе одно, а в реальности являются совершенно другими людьми.

Проявление фрагментов реального облика человека автоматически происходит в экстремальных условиях, откуда нельзя сбежать в момент кризиса; и в которых исторически выработана устойчивая шкала определения скрытых качеств личности. С наибольшей скоростью сущность человека проявляется в местах лишения свободы, экспедициях либо в иных изолированных группах, долгое время находящихся в экстремальных условиях**.

Наиболее распространённой локальной формализованной общностью, в которой напряжение часто достигает экстремальных значений, является семья. Члены семьи очень хорошо знают "кто есть кто", но тщательно скрывают это от окружающих, терпят друг друга ради детей, общей собственности, сохранения традиционного уклада и за отсутствием иных вариантов жизненного устройства.

Нечто подобное происходит и в «экопоселениях». Вовне выдвигаются рекламные сладкие брэнды о счастливом процветании и взаимной любви, изобилующие пожеланиями счастья и света всему живому, а в реальности коллективы отягощены безденежьем, неразрешимыми семейными проблемами, склоками, сплетнями, личными амбициями, миазмами зависти и ревности***. Обозначенные проявления характерны абсолютно для всех общинных поселений и должны стать предметом самого скрупулёзного изучения с целью преодоления социальных патологий. Именно эта болезненная проблематика должна стать предметом рассмотрения на совещаниях лидеров загородных общин. Но, ради «сохранения лица», происходит утаивание болезненных мест, которые впоследствии губят группу. Общепринятая тактика избегания и замалчивания тёмных сторон альтернативного бытия приводит к аккумуляции невысказанных взаимных претензий, формированию атмосферы коллективного лицемерия, уделению чрезмерного внимания несущественным явлениям и приданию чрезвычайного значения показательным ритуалам. В результате, в коллективе зависает характерная для всех сект, ханжеская атмосфера улыбчивой фальши «приобщённых», в которой невозможно развитие свободной мысли и по-настоящему творческой коллективной деятельности.

* Утопической ловушкой, заполонившей информационные сети и практически перекрывшей доступ «ищущим» к возможности выбора, является экспансия «анастасийской» истерии. Примитивная фантастика В. Мегре, изобилующая нереальными руководствами к действию, тягчайшим образом дискредитировала экопоселенческое движение, спровоцировав к выезду в загородную среду массу неподготовленных адептов, что привело к появлению серии уродующих ландшафт, нищих поселений. Причиной востребованности столь низкокачественного «брэнда» является беспардонная спекуляция одновременно на собственнических, половых и духовных инстинктах неосведомлённых читателей.

** Наиболее жёсткая и чёткая шкала определения качеств личности выкристаллизована в местах лишения свободы. Диапазон характеристик охватывает терминологический ряд, в низших слоях которого фигурируют «петухи» (опущенные, педерасты), «козлы» (провокаторы, стукачи), «быки» (тупые рабы), «черти» (опасные мистификаторы), «кишкомёты» (свихнувшиеся на еде), «шныри» (слуги). Следующие ступени определяют качества правильных существ, к числу которых относятся мужики, пацаны и авторитеты (рулевые, смотрящие, деловые, паханы, свояки). И, высшим уровнем иерархии, является «вор» (законник) – безукоризненная аскетическая личность, достойная абсолютного доверия и снискавшая право на законотворчество и судейство в пределах эгрегора.

*** Не менее напряжённые отношения складываются в политических, коммерческих и криминальных сообществах, ассоциирующихся на почве коллективного хищничества. Их принципиальным отличием от духовно ориентированных социальных образований является то, что ценностные матрицы в таких социальных группах касаются наработки иерархических и финансовых преимуществ и не имеют эволюционных директорий.

Ключ к решению кричащих проблем

В ходе многолетних исследований обозначенной проблематики выяснилось, что без сознательного вхождения в эпицентр болезненных ситуаций и самокритичного признания наличия невыносимых, тщательно скрываемых личных качеств и низменных мотиваций, высокие намерения сгнивают изнутри, ибо работа по очищению подвалов подсознания не ведётся. Если у нескольких людей в группе хватает бесстрашия идентифицировать собственную природу на шкале обычных нравственных ценностей (честность, стыд, самопожертвование, мужество, бескорыстие, а с другой стороны – лживость, наглость, самомнение, трусость, жадность…), то постепенно приходит виденье реальных нравственных автопортретов и ощущение жгучего стыда за себя и за окружающих. Именно стыд за собственное несовершенство и фальшь является главным стимулом и отправной точкой саморазвития. Поэтому никакие высокие лозунги, ритуалы и медитации не имеют отношения к действительно развивающей практике. Реальное духовное развитие немыслимо без идентификации самоё себя на шкале фундаментальных этических ориентиров, относительно которых строится развивающая деятельность. Без осознания значимости простейшей этической аксиоматики «ищущий» не в силах сориентироваться в полюсах «главного» и «второстепенного» и осознать себя эволюционирующим существом.

По нашему глубокому убеждению, сознательная творческая работа в области эволюционного саморазвития, без подражания кому-либо, возможна лишь после критического рассмотрения собственного нравственного облика на панораме общеизвестных этических категорий.

Этическое зеркало

В результате систематизации материалов, накопленных за 17 лет в 7 действующих загородных практикующих группах, и анализа множества неудачных попыток создания коллективных форм одухотворённого загородного бытия эмпирически была создана ценностная матрица самоопределения, именуемая "Фронтальный Классификатор эволюционно значимых признаков"*. Визуально «Классификатор» напоминает периодическую систему Д.Менделеева, по ряду черт совместим с характеристиками «семи рас» В.Ломовцева и аналогичной классификацией Г. Гурджиева, а по методологической структуре резонирует с «Цепочками качественной сложности» В.Малышева .

В классификаторе обозначена инфернальная зона (подвал), срединный уровень перехода от животного к человеческому и обширный горний мир – сфера сознательных эволюционных преобразований вплоть до уровня бесплотных духов. Есть множество белых пятен, которые мы, в силу недостаточного развития, не вправе заполнить. Но всё же классификатор позволяет человеку отследить не только динамику собственного развития-деградации в течение сознательной жизни и ломаную линию его эволюционного фронта, но и увидеть перспективу развития. Классификатору безразлично, что человек думает и говорит о себе; важно – за какие процессы он переживает, как себя обеспечивает**, чем мотивирует поведение, куда вкладывает средства, в какие группы ассоциируется и какую меру ответственности реально несёт. Из этих качественных показателей реставрируется довольно полное виденье индивидуальной эволюционной панорамы. Притом всё это настолько пугающе объективно, что первой реакцией человека, которому посчастливилось впервые определить себя на эволюционной шкале, является желание уничтожить "зеркало". Но без объективной идентификации самого себя сознательная эволюционная работа невозможна, и человек обрекает себя на подражание механическим схемам («практикам»), которые не задевают болезненных мест и ещё более запутывают «ищущих». Характерной особенностью Классификатора является возможность его совершенствования (да и переоткрытия) любым вдумчивым человеком, обладающим совестью, способным к дисциплинированному мышлению и преодолению эгоистических комплексов.

После того как человек начинает видеть свой фронтальный график выясняется, что у каждого он индивидуален, и действия коллектива единомышленников не могут носить стадного, подражательного характера. Кроме того, боление за собственное несовершенство позволяет эффективно использовать практический инструментарий любых школ и учений в деле исправления личного морального уродства, а также предметно работать над изобретением собственных практических приёмов вплоть до вхождения в состояние переживания за дефектность и слепоту окружающих.

Таким образом, одной из основных задач подготовки загородной развивающей среды является осознание каждым членом группы самого факта существования фундаментальных этических ориентиров и вхождение в состояние крайнего огорчения своим положением. Лишь таким способом можно обрести виденье направления индивидуального развития. Освоение обозначенной области знания является лишь одним из необходимых условий создания эволюционно прогрессивной загородной общности.

Принципиальным отличием «Классификатора» от известных ступенчатых определителей уровня развития человека является разнородность показателей: всякий индивидуум характеризуется набором пиков и провалов в разных измерениях, поэтому «размазывается» по иерархическим ступеням. В данном варианте рассмотрения свойств личности смывается понятие иерархии, то есть нет «плохих», «хороших», «посвящённых» и «помощников». Просто существуют личности, отягощённые абсолютно специфическим перечнем личных проблем и осчастливленные столь же индивидуальным набором дарований. «Работа над собой» в данном варианте самоидентификации сводится к ликвидации выявленных «провалов», которые, как правило, не совпадают у разных людей.

* Предоставление Классификатора для работы носит избирательный характер и вручается кровно заинтересованным людям не на словах, а на практике проявившим отчётливое намерение посвятить жизнь эволюционной деятельности.

** Формы самообеспечения варьируют от сугубо паразитических адаптаций (квартирная рента, служение разрушающим биосферу структурам, оккультное мошенничество…) до высокоорганизованных методов ведения натурального хозяйства и деятельности на ниве возвышенного творчества, научного и духовного поиска.

Фундаментальные ориентиры

Пока обозначенный методологический подход к самосовершенствованию не освоен, обсуждение проблемы получения земли и создания загородных поселений с неподготовленными группами – вопрос сложный и непродуктивный. Даже в случае отчуждения земельного участка в пользу группы, переезда на место и организации производства, обеспечивающего её членов прожиточным минимумом, встаёт вопрос определения эволюционно значимой деятельности. Если такая деятельность не определена либо подменяется «освящённой» реализацией ординарных инстинктов, конструктивные отношения в сфере эволюционного сотворчества с ней невозможны. Что касается групп ищущих, некритично уверовавших в систематизированные догматы, то конструктивный диалог имеет смысл налаживать лишь с первоисточником веры либо с адептами, сполна испившими чашу оккультной управленческой матрицы и обретшими способность к её критическому осмыслению.

Таким образом, неизбежным условием подготовки группы, претендующей на создание загородного развивающего пространства, является самокритичная нравственная идентификация каждого участника проекта, виденье параметров личного несовершенства, выход в намерение ликвидации этических провалов и подтягивание областей отставания до уровня мировоззренческих пиков.

Насыщение локального пространства эволюционно значимыми событиями заключается в удержании «осознавшими» ряда открытий и озарений на уровне устойчивых, незабываемых позиций, а затем – перенесение этих позиций в практику внутренних и внешних отношений. Помимо социально-психологических сдвигов, вынесение в деятельность устойчивых представлений связано с изменениями в структуре быта. К числу этих изменений относятся освоение новых форм надсемейных неполовых отношений, реорганизация метаболизма и построение специфической культуры внешнего и внутреннего общения.

Обязательным и важнейшим моментом формирования эволюционно развивающих сред, помимо этических сдвигов, является налаживание конструктивных отношений с природой.

Наивысшей ступенью доступного людям биосферного творчества является создание нооценозов – одухотворённых биоценологических систем, играющих чрезвычайную роль в подключении группы к натуральным информационным сетям, без участия которых эволюционные проблемы не решаются.

Обозначенное направление деятельности находится в эпицентре формирования потока эволюционно значимых событий и является признаком высокого уровня развития группы. Но, в силу чрезвычайной сложности, осмысленная (не стихийная) деятельность в области эволюционного природотворчества требует, помимо наработки нравственной платформы, глубокой естественнонаучной и метафизической образованности участников*.

*Из всемирно известных личностей в этом направлении работали Джагдиш Чандра Бос (Бозе), Рудольф Штайнер и Масанобу Фукуока. Вклад автора в развитие данного направления ограничен пока двумя работами: «Эволюционная роль натуральных информационных сетей» и «Характеристики эволюционного куста постчеловечества».

Резюме

В этой работе определены два этапа эволюционно значимых действий разумных существ, осознавших своё стремление вырваться из дурной бесконечности цепи смертей и рождений.

Первым этапом является осознание личной нравственной дефектности, идентификация этической панорамы на матрице Классификатора и работа над ликвидацией выявленных провалов, вплоть до обретения способности совершенствования «этического зеркала» и включения механизмов сущностного автокатализа, позволяющего продуцировать истинное знание.

Вторым этапом является обретение виденья необходимости вхождения в творческое взаимодействие с натуральными информационными сетями.

Ожидаемым результатом ряда эволюционно значимых событий является метаморфоз – появление из недр человечества группы биосферно-целесообразных существ с иными этическими и физическими характеристиками.