РОДОВЫЕ ПОМЕСТЬЯ

Понятие "родовое поместье" обрело определённое значение в первой половине 19 века и подразумевало крупное загородное домовладение с парком, водоёмом и необходимой инфраструктурой. Жизнеобеспечение родового поместья осуществлялось за счёт интенсивного труда слуг, крестьян, заводских и мастеровых людей. Нам удалось изыскать чудом сохранившуюся реликтовую модель поместья рода Поленовых и провести многолетние исследования этой уникальной формы бытия.

В начале 21 века среди миллионов российских читателей получил широкое распространение литературный фэнтези-сериал В.Мегре "АНАСТАСИЯ", муссирующий проблематику «родовых поселений».

В искусстве и литературе существуют особые приёмы, заставляющие человеческую душу раскрыться и поверить в сказку. Эти приёмы могут использоваться как во вред, так и во благо, по сути - это разговор напрямую с душой, минуя критический интеллект. На этом механизме выстроены все мировые религии, финансовые пирамиды, социальные игры, деятельность гадалок и целителей. Я подвержен этому влиянию и, при всей жёсткости характера, охотно верю в Василису Прекрасную и норвежского мальчика Нильса, который летал на гусе. В своё время Чайка по имени Джонатан Ливингстон оказался для меня ближе, роднее и понятнее, чем большинство приятелей и родственников. Поэтому я способен понять чувства последователей АНАСТАСИИ, свято верующих в связанные с её именем чудеса. Одним из чудес АНАСТАСИИ является волшебная возможность создания каждым человеком, без особого напряжения, процветающего поместья на "родовом гектаре". Игра в "АНАСТАСИЮ" отнюдь не самая худшая из игр, в которые играют люди. Просто при переходе из сферы игры в сферу практической деятельности не следует впадать в сектантство и терять чувство реальности.

Родовое поместье является семейной формой бытия, планируемой в целях продолжения рода, ведения натурального хозяйства и духовного совершенствования на лоне природы. В представлениях здравомыслящего горожанина родопоместный образ жизни является логичным, правильным и реально достижимым. Однако российская действительность предлагает довольно скудный выбор из четырёх общепринятых и процедурно отработанных вариантов загородного бытия: садоводческий кооператив, дом с участком в деревне, фермерское хозяйство или "крепость" нового русского. Ни один из перечисленных вариантов не вписывается в идеальные представления о "родовом поселении", которое видится как утопающий в зелени посёлок с ручьями, прудами, дорожками и стоящими поодаль друг от друга элегантными домиками на собственных гектарах. В домиках живут доброжелательные одухотворённые соседи. Обязательными атрибутами описываемой модели являются изобильно плодоносящие деревья и кустарники, ручные птицы и звери, спокойные дети, внимающие мудрым наставникам под сенью дубов и кедров.

При попытке воплощения этого вполне доброкачественного замысла выясняется ряд обстоятельств, которые радикально искажают изначальные представления. Это:

1.Чрезвычайно высокая сметная стоимость родопоместных проектов.

2. Непроходимость бюрократических схем.

3. Иллюзорные представления поселенцев.

Наиболее близкой к "родовому поместью" бытийной моделью является фермерское хозяйство хуторского типа. Мы отследили судьбу 252 фермерских хозяйств, зарегистрированных в Тарусском районе Калужской области с 1991 по 1998 годы, которые планировали создание на своих территориях "родовых имений". К началу 2006 года выжили два фермерских хозяйства. Но и они несут на себе отпечаток регрессии. Эти сведения репрезентативны почти для всех регионов России.

Вывод следующий: организационно-правовая модель загородного бытия "родовое поселение" не сопрягается с реалиями российской действительности. При попытке создания альтернативных форм, неофитов неизбежно сносит в традиционные рамки дачной либо классической поселковой модели. Это явление очень хорошо известно жителям Нево-Эковиля в Карелии. Мы имеем все основания полагать, что без глубокой специальной подготовки группы инициаторов уделом альтернативной общности является потеря необычности и превращение в одну из банальных устоявшихся организационно-правовых форм. Наиболее вероятная форма вырождения "родового поселения", изначально ориентированного на создание духовно развивающего пространства, это постепенное его превращение в садоводческий кооператив для малоимущих горожан, где каждый живёт сам по себе, как может. Тем не менее, "родовые поместья" являются одним из множества вероятных вариантов организации загородного бытия и являются предметом нашего пристального внимания.

Перечисленные обстоятельства заставили нашу группу заняться моделированием жизнеспособных форм духовно развивающего загородного бытия. Появились первые результаты. На почве этого поиска возникла дисциплина "ноосферное моделирование", которая стала ведущим предметом на одноименных курсах.